История сахзаводской школы
В Казахстане нарду с зерновыми культурами выращиваются и технические: сахарная свекла, хлопчатник, подсолнечник, кенаф, конопля, лен, табак и другие.
Сахарная свекла как основная техническая культура на поливных землях выращивается на юге республики. Ее начали возделывать в 30-е годы в долинах рек Таласа, Ассы, Чу, Каратала, в предгорьях Киргизского и Заилийского Алатау.
По нашей области она возделывается в окрестностях Джамбула, Мерке и долине среднего течения реки Чу. По решению комитета народного хозяйства начали развивать сахарную промышленность.
По оборудованию сахарных заводов шефство взяла Украинская ССР. Заводы строились на юге республики: в Алмаатинской, Талдыкурганской, Джамбулской областях.
В 1933 году из прибывшего оборудования был построен и у нас в Мерке сахарный завод и сдан в эксплуатацию. Со строительством сахарного завода строится и постепенно расширяется поселок, в котором строится больница, школы, детские сады, ясли, магазины и другие учреждения.

Котлован под фундаментом сахарного завода


Наша школа берет свое начало с 1934 года. В эти годы дети обучались в здании конторы сахзавода, а позднее, в 1937 году, была выстроена школа, в которой дети обучаются и сейчас.
Первым директором школы был Мукашев Амаркул Мукашевич, завучем – Вавилов С.И.
Первыми учителями были Суровцева Марфа Тимофеевна, Суровцев Федор Владимирович, цой И.И., Ким П.М., Глущенко А.А., Иванов И.М., и другие.
Жизнь в то время была очень тяжелая. Дети посещали школу плохо одетые, полуголодные, школу нечем было отапливать, и учащиеся приходили на занятия зачастую с поленьями дров, в классах сидели одетыми.
Несмотря на все эти невзгоды, школа работала. Были созданы пионерская и комсомольская организации. Среди учащихся было 250 комсомольцев, число которых постоянно увеличивалось. Работали различные кружки: спортивный, фотографический, художественной самодеятельности.
Спортсмены школы участвовали в районных, областных, республиканских спартакиадах.
Жизнь комсомольцев била ключом: с большим желанием, с огоньком выполнялись различные поручения, озеленялись улицы, под их опекой расцвел парк культуры и отдыха.

Парк, заложенный после строительства сахзавода, стал любимым местом отдыха не только школьников, но и рабочих, всей молодежи. Он украшен красивыми клумбами цветов. В нем учащиеся проводили свой досуг, готовились к экзаменам.
Кроме этого, учащиеся часто выезжали на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы. Также их силами был вырыт Чистый пруд возле сахзавода.
Как бы ни было трудно, учащиеся тянулись к знаниям, старались хорошо учиться, помогали отстающим, подтягивали неуспевающих.
Наступил грозный 1941 год. Война. Это были тяжелые времена для всех наших людей. Вместе со всем народом школьники, комсомольцы помогали стране: собирали подарки для фронтовиков, выступали с концертами художественной самодеятельности перед ранеными, находящимися в госпитале, хорошо учились, принимали активное участие в жизни поселка.
Занятия проводились в конторе сахзавода в три смены, ученики возвращались домой глубокой ночью. Не было книг, тетрадей, дети занимались классом по 2-3 книгам, писали на оберточной бумаге, старых книгах, на газетах между строк. Однако отстающих было очень мало.
Большим праздником был день вступления в комсомол. Эта торжественная обстановка запоминалась на всю жизнь.
Стенгазета выпускалась регулярно, и она освещала всю жизнь школы.
Вот воспоминания бывшей учительницы нашей школы 40-х годов, ныне работающей научным сотрудником Киргизской Академии наук Щукиной Марии Яковлевны:
«Многие наши комсомольцы были пионервожатыми, пионеры- вожатыми среди октябрят. Участвовали в школьной самодеятельности. Мы ставили своими силами концерты, пьесы, организовывали утренники для малышей, вечера. Очень часто выступали с концертами в госпитале, перед рабочими совхозов 1-2 отделения, в соседних школах. Лучшие ученики школы, комсомольцы были агитаторами, проводили беседы и читки газет на агитучастках. Были у нас и свои тимуровцы, помогали семьям фронтовиков. Нам часто приходилось участвовать в субботниках, воскресниках, в ремонте школы».




В годы войны раненых привозили на лечение в республики Средней Азии и Казахстан.
Много раненых поступало и в наш район. Размещались они в нашей школе, которая была госпиталем.
Учащиеся окружили их теплом и заботой: писали письма родным и знакомым раненых, помогали обслуживающему медицинскому персоналу, выступали с концентами перед ранеными. Некоторые из лечащихся в госпитале, остались в нашем районе на постоянное жительство, а многие уехали, и сейчас пионеры и комсомольцы разыскивают их, пишут письма.
Учащиеся 10-х классов после сдачи экзаменов, а некоторые и не окончив средней школы, уходили добровольцами на фронт.
Несколько слов о наших первых выпускниках.
Нина Колодочко и Аня Бороденко осенью 1941 года окончили курсы связистов при Меркенском Райвоенкомате и ушли добровольно на фронт, где находились до последних дней войны.





За боевые заслуги они награждены орденами и медалями.
Юноши Мастриков М., Громенко В., Суровцев П., Матвиенко Ф., Тарасенко З., участники Великой Отечественной войны. За боевые заслуги они награждены многими орденами и медалями. Однако не все вернулись с фронта. Некоторые погибли, защищая Родину.
Клава Фоменко в войну работала на железной дороге до 1943 года. Затем она поступила в электротехнический институт, закончила его и работает инженером железнодорожного транспорта по электрооборудованию в городе Актюбинске.
Малинина Надежда Васильевна, работающая сейчас в нашей школе учительницей начальных классов, Отличник народного образования, в самом начале войны работала на железнодорожном транспорте поездов всех видов. Железная дорога находилась тогда на военном положении, поэтому приходилось работать в любых условиях, в любое время суток. В свободное от работы время работала на выгрузке свеклы, угля, камня, принимала самое активное участие в посеве и уборке зерновых и свеклы, в заготовке топлива, ремонте помещений, вместе с другими выпускниками шефствовала над ранеными в госпитале.
Итак, все, кто остался в тылу, своими героическим, упорным трудом вместе со всем советским народом, ковали долгожданную победу над лютым врагом. После войны, осенью 1945 года, бывшие выпускники нашей школы(1 выпуск) встретились вновь. Сколько было радости, счастливых слез, воспоминаний о прошлых годах, днях учебы в школе! С особой теплотой вспоминали о своих товарищах, которые не вернулись с войны.
На встрече были Малинина Н.В,, Громенко В., Суровцева, Черноморцева М.Я., Колычева А.А., Федюшкин Н.Я., Царева Л.
На фронт уходили и учителя из нашей школы: Шевцов, Иванов, военрук Руднев. Последний ушел в звании лейтенанта, а возвратился майором, награжден многими орденами и медалями. Преподаватель Шевцов погиб.
Школьное здание, рассчитанное на 250 мест, не могло вместить всех учеников. Силами родителей и самих учащихся к школе сделаны были некоторые пристройки. Однако школа была значительно расширена только в 50-е годы.
С западной стороны пристроены были 4 классных комнаты. На субботниках и воскресниках летом 1959 года были выстроены силами комсомольцев мастерские: столярная, слесарная и токарная.
В 1960-е гг. был выстроен отдельный корпус для 10 классов.
До 1967 года было печное отопление, а с осени этого года была введена в строй водяная система отопления.
Школа имеет хим. И физ. Кабинеты с оборудованием, необходимым для занятий.
В 1965 году на территории пришкольного участка было начато строительство новой школы, но, к сожалению, завершено оно не было в виду неизвестных причин, и будут ли дети нашей школы учиться в новом здании тоже никому неизвестно.
Однако, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с оборудованием кабинетов, размещением учащихся в классных комнатах, отсутствием хорошего спортивного зала, наш коллектив учителей постоянно добивался больших успехов в обучении и воспитании будущих строителей коммунизма, за что многие из педагогов удостоены различных правительственных наград и поощрений.
Директор школы Н.И.Пащенко в 1967 году, накануне 50-летия Советской власти, награжден орденом Трудового Красного Знамени за отличные успехи в работе.
К 100-летию В.И.Ленина коллектив школы награжден Памятным знаменем райкома партии, а учителя Надежда Васильевна Малинина и Зинаида Константиновна Мансурова занесены в книгу Почета Районо.
Андреева Зоя Георгиевна – в книгу Почета Меркенского района.
Юбилейными ленинскими медалями награждены директор школы Н.И.Пащенко, Финк Эльвира Робертовна, Лопаткина Екатерина Николаевна, Титановская Октябрина Михайловна, Андреева Зоя Георгиевна, техничка Цуранова Наталья Леонтьевна.
В различные годы за хорошие показатели в обучении и воспитании учащихся удостоены почетного звания «Отличник народного образования» Пащенко матрена Тимофеевна, Зинаида Константиновна Мансурова, Титановская Октябрина Михайловна, директор школы Н.И.Пащенко, завуч школы Вебер Александр Александрович.
Учительница начальных классов Зинаида Константиновна Мансурова работает в нашей школе с 1948 года, по стажу работы и возрасту уже должна уйти на пенсию, однако любовь к своей профессии, к детям для нее превыше всего. Она продолжает работать в школе.
Октябрина Михайловна Титановская работает в нашей школе с 1952 года, участник Великой Отечественной войны, служила в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения при НКВД СССР, в честь 25-летия со дня победы над фашисткой Германией была приглашена инициативной группой на встречу с ветеранами войны.
На одном из педсоветов Октябрина Михайловна по просьбе учителей рассказала много интересного о встрече со своими бывшими воинами, командирами.
Семенова З.В., Репина В.П., Дурова Е.М. к 100 летию со дня рождения В.И.Ленина награждены почетными грамотами райкома, А к 50-летию Советской власти в 1967 году Почетной грамотой обкома профсоюза народного образования награждена Федорова Н.И., Вебер А.А.
Биолог Белоусова Н.И. в 1965 году ездила на ВДНХ. Позднее на выставке побывали Дубская В.В., Вебер Л.Б., директор школы Пащенко Н.И., завуч Андреев М.К., Судаков А.Я. награждены медалью участника выставки достижения народного хозяйства как руководитель ученической производственной бригады за отличный урожай.
В 1969 году из учителей побывали в Германии Василенко Н.И., Бережная В.И.
В 1963 году в Москве было Всесоюзное совещание работников народного образования, от Джамбулской области – Пащенко Н.И.
СПОРТ
Спорт в школе идет всегда в ногу с другими дисциплинами, он укрепляет и развивает здоровье, вырабатывает волю, настойчивость. Учащиеся всегда с большим желанием посещают спортивные секции, участвуют в различного вида соревнованиях.
История развития спорта в школе начинается с довоенного времени, она тесно связана с историей нашей школы. В это время самыми популярными видами спорта были футбол, волейбол, занимались дети легкой атлетикой.
И вот 1941 год. Война. Весь советский народ встал на защиту родины. Еще в довоенные годы вводится военное дело. Военруки занимаются с учащимися метанием гранат, строевой подготовкой, преодолением препятствий, кроссами, изучают огнестрельное оружие, занимаются на гимнастических снарядах, вырабатывая в себе силу воли, ловкость, сноровку. Ученики готовили себя и к трудным испытаниям военного времени. В это же время приходилось бросать занятия в школе и идти выгружать уголь, работать на свекле и других сельскохозяйственных участках.
На фронт уходили учителя, ученики, закончившие среднее образование, порой даже и не закончив его.
В 50-е годы школа комплектуется учительскими кадрами со специальным образованием. Создаются спортивные секции по баскетболу, легкой атлетике, настольному теннису.
За период с 1960 по 1970 годы было подготовлено 8 велогонщиков по второму спортивному разряду кандидат в мастера Бондаренко Владимир. В легкой атлетике по 1 спортивному разряду – 2 человека и по 2 18 учащихся ибольшое количество по 3 и юношескому разряду. Эти ребята входили в состав сборных района, области и республики, защищяя честь своих общест в и коллективов.
Бывшая хорошая спортсменка нашей школы Конькова Валентина окончила Алма-атинсктй институт физкультуры и спорта и сейчас работает председателем общества «Локомотив» в городе Алма-ате.
Ещенко Владимир- участник Всесоюзных соревнований по легкой атлетике, спортсмен по бегу на 100 метров. Окончил гидромелиоратвный институт и работает в г. Фрунзе.
Кац Валерий получил 1 разряд по спортивной гимнастике, закончил Казанский университет.
Бондаренко Виктор также имел 1 разряд по спортивной гимнастике, закончил Киргизский государственный университет.
Авилочев Владимир закончил музыкальное училище, в нашей школе он показал себя отличным прыгуном в высоту 175 см.
Тополя Алла закончившия Ташкентское теническое училище и работающая сейчас ткачихой, имела результат 140 см в высоту, Кацун Людмила – 480 см в длину.
Малинин Николай- курсант военного Ташкентского училища, имел 1 разряд по спортивной гимнастике.
Все они занимали призовые места на областных и районных соревнованиях и достойны войти в славную летопись нашей школы преподавателя физкультуры А.А.Тумор .
В нашей школе под руководством занимается художественной гимнастикой уже три года девочки : Фишер Мария из 8А класса, Баумтрог Мария 9А класс, Васильченко , Кузьменко Татьяна 10 А класс, Черкашина наташа 10 А, Садыбекова Катя из 8Б, Ускембаева фатима из 7а, бабкина Надежда из 9Б, из учащихся младших классов также многие девочкизанимаются художественной гимнастикойи особенно среди них выделяется мастерством Ускембаева, ученица 4 класса.
Наши юные гимнастки на смотр художественной самодеятельности, на школьных вечерах успешно выступают со своей программой.
На основе нашей школы работают спортивные секции по гимнастике, легкой атлетике, борьбе и штанге.
В юбилейном году в июле подготовлено 70 разрядников, работали 4 спортивные секции.
На весенних районных соревнованиях наши спортсмены выступили с неплохими результатами .
Туризм в нашей школе развит сравнительно недавно с 1965 года. С особым энтузиазмом взялся руководить кружком туризма Ли В.А. За это время ученики сумели научиться владеть, пользоваться компасом, ориентироваться на местности, рассчитать расстояние на местности, рассчитать расстояние без измерения, составить карту растительности и животного мира нашей местности. Члены кружка неоднократно ходили в горы, научились разводить костер, готовить пищу. Это помогло им сплотиться, сдружиться, всегда на районных соревнованиях по туризму наша команда была организованной, дисциплинированной.
На первых соревнованиях вначале наша команда брала второстепенные места, но уже в 1968, 1969, 1970 годах была впереди. В 1969 году она даже была участницей областного слета комсомольских организаций «Дорогами славы отцов», а в этои юбилейном году также после завоевания 1 места в районном слете туристов и получения кубка, наши туристы представлены быть участниками областного слета. Лучшими туристами являются Рейнгард Лидия, Баранова Людмила, Залесова Вера, Айтимбетов Джамбул, Оразимбетов Наркен и другие.
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Учебно-опытный участок нашей школы организован в 1949 году, занимал площадь 3,56 га земли. Задачи, которые ставились в связи с работой на пришкольном участке- это увязать теоретический курс естествознания в школе с практикой школьников, т.е. они на основе полученных знаний должны научиться выращивать различные растения, организовать уход за ними и получать высокие урожаи.
На участке выращивался сад-питомник. Этот питомник давал ежегодно тысячи саженцев различных деревьев. Часть из этих выращиваемых саженцев, черенков, усов различных сортов ягодных культур реализовывалась предприятиям и организациям, часть раздавалась населению.
Ученики посадили смородину черенками, тополь, отростками была посажена малина, распикирована яблоня. Посеян карагач, сделаны отводки крыжовника.
На учебно-опытном пришкольном участке работают учащиеся с 1 по 7 классы. С учетом их знаний, возрастных особееностей, трудностью по уходу за выращиваемой культурой.
Ученики каждого класса весной на своей грядке обрабатывают соответствующим образом почву, вносят удобрения, производят посев или посадку, организуют уход за выращиваем; ведут наблюдение за растениями, их ростом, изменениями в них, влиянием удобрений.
На участке ученики под руководством учителей- биологов, классных руководителей высаживают картофель, капусту, томаты, огурцы, баклажаны, лук и другие культуры.
В 1965 году в связи со строительством новой школы площадь пришкольного участка уменьшилась до 1га, с этим уменьшилось количество отделов; остались сад, огород, коллекционный участок, цветочный и декоративный отделы.
Пришкольный участок занимал в 1966 году 1,5 га. Работа на участке в летнее время проводилась группой ююнатов: Гриднева, Тезе, Логинова, Черкашина, Ткаченко, Бабкина, Финк, Желудков, Хегай, Фишер, Егорова, Дьякова, Артеменко, Джаппаров и многие другие, руководимая биологом школы Вебер Л.Б. во время школьных занятий работа велась всеми биологами.
За время летних работ на опытном участке проводились различные опыты над растениями:
1.влияние укореченного дня на сроки зацветания астры;
2.влияние сроков посева астры на сроки ее зацветания;
3.яровизация картофеля и влиянеи ее на урожайность;
4.влияние подкормки на урожайность свеклы;
В коллекционном отделе выращивались зерновые культуры: корнеплоды, бобовые растения. Группа юннатов были учащиеся 5-7 классов. Созданы звенья, которые имели свои определенные участки. Были звенья цветоводов, садоводов, полеводов. Не забывали и о выставке цветов, засушивали растения, собирали семена. Из засушенных цветов делали красивые композиции, гербарии,которые побывали на районной выставке цветов, а теперь украшают стены нашего химического кабинета.
Работа на участке проводилась разнообразная: обработка почвы, посев, рассаживание растений, повседневный уход (полив, рыхление, подкормка).
Кружок юннатов средней школы сахзавода за отличную работу на пришкольном опытном участке удостоен быть членом ВСХВ в 1955, 1956, 1957 годах. Неоднократно юннаты были участниками этой выставки в Москве и награждены медаляими. Многие годы юннаты награждались грамотами райкома комсомола и подарками школы.
В 1969 году пришкольный участок не был разработан, потому что уровень грунтовых вод в зимнее-весенний период поднялся высоко, обработать почву было нельзя. В этом только позднее была проведена перекопка почвы. Весной 1970 года была проиведена глубокая пахота, разбивка участка по новому плану. Делянки были засажены и засеяны огородными и декоративными культурами. Площадь сада была засеяна клевером.
В 1958 году бывшие юннаты в ступают в ученическую производственную бригаду. Туда онивступают обагащенные трудовой практикой, приученные к труду.и работая на полях совхоза, эти ученики заложили хорошие традиции.
Ежегодно все новые и новые учащиеся добровольно записываются и работают в полеводческой бригаде. Кроме юннатов, членами бригады были учащиеся 7-10 классов, за ними закреплялась определенная площадь земли:
1958 -132га
1959-200
1960-244
1961-147
1962-68,5
1963-88,5
1964-122
1966-25
1967-25
1969-25
1970-30
Члены бригады засевали свою площадь сахарной свеклой (фабричной, маточной свеклой), кукрузой
1958-400 ц/га
1959-405
1960-425
1961-426
1962-460
1963-530.
В школьной производственной бригаде работали и отдыхали. Для отдыха правление совхоза строило им полевой стан, где они могли пообедать, почитать газеты и журналы. Члены бригады часто выезжали на отдыхв горы, на озеро Иссык-куль, в город Алма-Ата, фрунзе. Наша бригада по урожайности занимала ведущие места в районе среди других ученических бригад. Неоднократно бригада награждалась почетными грамотами районного, областного, краевого комитета, комитета комсомола, а в 1964 году она была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и ежегодно получала ценные подарки: в 1963 годуона заняла 1 место по республике среди ученических производственных бригад. За это получила струнный оркестр. В 1963 году заняла 1 место по Южно_казахстанскому краю, была награждена грамотами и фотоаппаратом. В 1964 году 1 место по Джамбулской области. Получила аккардеон за свои показатели. За эти годы ученическая производственная бригада имеет почетные грамотыот Меркенского РК ЛКСМ Каз. За 1964 от Джамбулского обкома комсомола, за 1962 год от краевого комсомола и т.д.
На школу пришла поздравительная телеграмма от Меркенского райкома КП Казахстана, исполкома районного совета депутатов трудящихся, районного управления сельского хозяйства, в которой выносится глубокая благодарность за активное участие в выращивании ывсокогоу рожая сахарной свеклы и выносятся добые пожелания. Ранней весной члены бригады выходили в поле для засева сахарной свеклы. Позже они ее прорывали . им выходили помогать школьники.после окончания занятий в школе, бригадники постоянно работали в поле. Они производили шаровку, прополку.
Наступила осень- время сбора урожая. Вся школа выходила на поле, выкапывали и очищали свеклу. Старались не оставить на поле ни одного сладкого корня. На помощь приходила техника: комбайны, трактора, свеклоуборочные машины. Члены бригады за свою работу получали деньги и сахар.
Большую помощь бригаде оказывал агроном совоза Бабкин Иван Григрьевич, который часто беседоавл с ними, рассказывал об особеннстях какой-либо культуры, ее уходе, правильной обработке. После ухода его на пенсию, сейчас оказывает практическую помощь Петрик Владимир Иосифович. Они сумели ребятам навсегда привить любовь к труду, к земле. Ребята полюбили сельское хозяйство. В 1958 году бригадиром был Халкечев Умар. После окончания школы и сельхоз института он работает агрономом в своем свеклосовхозе. Бывшие члены бригады сейчас работают в сельском хозяйстве: тарабрин –агроном сахзавода, Калачев- главный агроном Меркенского откормсовхоза, Тургумбаев, Умаров- зоотехники свеклосовхоза, Бондаренко Л._ рабочая Меркенского плодосовхоза, а заочно учится в сельхозинституте, а Киримов, Штейзель ныне студенты Фрунзенского института сельского хозяйства.
Наша школа остается общеобразовательной трудовой политехнической школой. Она подготовила много учеников с различными специальностями: трактористов-машинистов 3 –го класса, на базе сахзавода- токарей, слесарей, электросварщиков. Девушки получали специальности старших пионервожатых, которые работают в школах района, области, такие как Бауэр, Жукова, Елизаренко, Бахмуцкая, кушакова и др. отзывы об их работе в школах района всегда хорошие, как о знающих свое дело специалистах. Многие из них остались работать на педагогической работе, продолжают заочную учебу в педагогических институтах.
В юбилейном 1970 году из выпускников 10-х классов подготовлено 22 механизатора, которые успешно выдержали государственные экзамены и получили удостоверение механизатора. Девушки получают специальность швеи(77). Производственное обучение в школе прививает ребятам любовь к технике, к труду. Многие по окончанию школы поступают в высшие учебные заведения с техническим уклоном: Рожкова Л.
22 апреля ежегодно наша страна отмечает день рождения В.И.Ленина. Пионерская дружина имени Олега Кошевого со своими знаменами под звуки горна и барабана строем шествует в парк к памятнику Ленина в парке сахзавода. Здесь она проводит свой тожественный пионерский сбор. На этом сборе принимаются октябрята в пионеры, пионеры в комсомольцы. Интересно проходят у нас комсомольские собрания. До собрания комитет комсомола из числа лучших комсомольцев выбираются знаменосец, ассистенты. Собрание открывается комсомольской песней. Стоя комсомольцы поют избранную ими песню, под звуки песни вносится знамя и ставится на почетное место трибуны.
Собрание проходит оживленно, часто возникают горячие споры во время диспутов. Диспуты проходят на различную темы: «в чем счасчтье?» «о дружбе , товариществе, гордости» и т.д. комсомольсике организация за свою деятельность неоднократно получала грамоты районного, областного комитета комсомола. Комсомольцы организованно выходят на субботники и воскресники. В этом году за активное участие в районном воскреснике по прорывке свеклы наша комсомольская организация награждена грамотой райкома комсомола. Любят наши комсомольцы и школьники участвовать в ученической художественной самодеятельности. Хор всегда отличался своей многочисленностью, слаженностью, звучностью. Исполнялись песни советских композиторов. Еще в 50-х годах учащиеся своим трудом заработали на свекле духовой оркестр. Теперь ни одно торжество в школе не обходится без духового оркестра: вечера, торжественные линейки, сборы, зарядка. Школьный день начинается с нее. Под звуки вальса, марша в исполнении школьного оркестра ученик делают физические упражнения. И на смотр он готовит номера из произведений советской и классической музыки. Звучали марш из оперы «Аида» Верди, вальс «Березка», вариации на тему революционных песен. Существуют художественная самодеятельность учителей. Не раз они выступали на смотрах, выезжали с концертами в свеклосовхоз, воинскую часть, выступали перед рабочими сахарного завода. Эти концерты всегда вызывали большой интерес зрителей. Часто ставили пьесы, отрывки из оперетек. Отличалось и художественное чтение. Этот коллктив самодеятельности отмечался кроме грамот, ценными подарками как всей школы так и отдельными лицами.
Одна из школьных традиций – последний звонок десятиклассников. Он как школьный традиционный праздник проводится уже много лет. Последний звонок для выпускников, для тех кто десять лет обучался в школе, наверное, самое трогательное, несколько грустное событие. Для учителей это событие радостное и тоже грустное. Радостное потому, что из стен школы выходят уже вполне взрослые, имеющие знания основ наук, воспитанные люди. В этот момент их невольное сравнивают с теми маленькими детьми, которые 10 лет за руку приводила мама в школу. Но а делается грустно от того, что вот они, и строптивые, покладистые, примерные, добрые, жизнерадостные, уходят из школы. «В добрый путь» им говорят учителя. Для торжественного митинга выстраиваются вся школа. Нарядные учащиеся, у каждого букет цветов, все хотят удостоить вниманием выпускников. На праздник приходят родители, представители общественности, воспитатели и воспитанники детских садов. Они несут цветы, отводится им почетное место стоять перед выпускниками- после почетного места стоят учителя. Последний звонок дают им те, кто закончил первый класс.
В 1970 году последний звонок давали ученики 1 А,В,Б класса. Директор школы, завучи, актив школы , комсомольская организация, члены пионерской дружины с нарядным звонком, цветами заходят в 10-е классы и поздравляют их, желают сдать успешно экзамены.